Facebook:
Наши на Facebook
Заказать тур через Online Заявка:
Online Заявка
Заказать тур по Телефону и E-mail : +7903-13-000-26 info@climbingclub.ru
Телефоны и E-mail
WhatsApp и Viber на Тел: +7903-13-000-26
ОТЗЫВЫ
Отзывы о нас
ВЕСНА

Восхождение на Айленд-пик
28 апреля - 13 мая

Майское восхождение на Эльбрус
Майский треккинг к Эвересту
Непал. Треккинг к Базовому лагерю Эвереста
Непал. Треккинг к Аннапурне
ЛЕТО
Восхождение на Эльбрус с Юга
Восхождение на Монблан (Франция)
Восхождение на Казбек (Россия)
Восхождение на Эльбрус с Севера
Восхождение на две вершины Эльбруса. Маршрут «Крест» с юга на север
Восхождение на Монблан (Швейцария-Франция)
Восхождение на Маттерхорн
Восхождение на Юнгфрау и Мёнх
Альпийская Сказка
Восхождение на Пик Ленина (7134 метров)
Восхождение на Эльбрус маршрут «Крест» с севера на юг
ОСЕНЬ
Восхождение на Эльбрус с Юга Осенью
Восхождение на Казбек с севера
Восхождение на Эльбрус осенью
Восхождение на Монблан
Непал. Треккинг к базовому лагерю Эвереста
Непал. Восхождение на Айленд-Пик
ЗИМА

Новогоднее восхождение на Эльбрус

Зимнее восхождение на Эльбрус
Новогоднее восхождение на Килиманджаро
Новогодние каникулы в Африке
Большая Африканская программа
Новогодний треккинг к Эвересту
КАВКАЗ
Восхождение на Эльбрус
Восхождение на Казбек
Треккинг в Приэльбрусье
ТУР ТРЕК на ЭЛЬБРУС 2021-2022
Новогодние туры
Новогоднее восхождение на Эльбрус
Новогодний треккинг к Эвересту
Новогоднее восхождение на Килиманджаро
АЛЬПЫ
Летнее восхождение на Монблан
Восхождение на две красивейшие вершины Швейцарии Юнгфрау и Мёнх
Новый год в Швейцарии
Восхождение на Монблан
Альпийская Сказка
Восхождение на Маттерхорн
Новогодняя Альпийская Сказка
Новый год в Швейцарии 2015
ГИМАЛАИ
Восхождения и треккинги в Непале
Треккинги в Тибете
АФРИКА
Новогоднее восхождение на Килиманджаро
Новогодние каникулы в Африке
Большая Африканская программа
ПАМИР
Восхождение на Пик Ленина
Восхождение на Мустаг-Ата


НОВОСТИ

23.08.2021
Восхождение на Казбек Летом 2021
далее>

10.04.2021
Майское восхождение на Эльбрус 2-9 мая 2021
далее>

01.04.2021
Апрельские и Майские восхождения на Эльбрус с юга 2021
далее>

28.12.2020
Новогоднее восхождение на Эльбрус 2020-2021
далее>

16.11.2020
Восхождение на Эльбрус 12 ноября 2020
далее>


Урочище Джилы-Су

И вернемся в нашу республику. Вот что свидетельствует археолог Исмаил Мизиев: «В километрах восьми от впадения Хасаута в Малку, там, где ныне стоит ферма, прижатая к скалам, справа от дороги некогда было большое кладбище. Часть его состоит из грунтовых ям, обложенных каменными плитами, а часть - из подземных склепов. И те и другие на одном кладбище и относятся к одному и тому же времени - V—VII векам. В тех и других черепа были искусственно вытянуты - деформированы. У многих племен Приазовья, Поволжья и Северного Кавказа этот обряд деформации черепа еще в младенчестве существовал от первых веков до седьмого века новой эры. На Кавказ он, конечно, привнесен, ибо до этого времени подобные черепа здесь неизвестны. Любопытно в связи с этим вспомнить, что у гор Тырныауза в 1968 году удалось зафиксировать групповое захоронение в подземном склепе V—VI веков новой эры, где встречались черепа обычные и деформированные».

Вот такая историческая экзотика. А ведь есть еще и пещера, в которую можно подняться только при помощи альпинистских веревок, а в ней... Что в ней, можно узнать из книги И. М. Мизиева «Следы на Эльбрусе», рассказывающей об уже упоминаемой нами выше экспедиции М. М. Ковалевского: «На следующий день путники знакомились с достопримечательностями окрестностей, посетили места прохождения экспедиции Емануеля по истокам красивой речки Енгешли (Ингушли), «где шумно бегут три речушки того же имени». На другой день добрались до урочища Кызылкол у северо-восточного угла Эльбруса. У путников не было предела восхищения красотой этих мест. И все же Ковалевский не упустил возможности провести археологические разведки в окрестностях Ысхауата, где, по рассказам местных жителей, в высоких отвесных скалах имеются высеченные в скалах гробницы с человеческими костями. Но добраться до них, по уверениям горцев, можно было только при помощи лестниц.

...Несмотря на эти сложности, ...Ковалевский сумел осмотреть несколько наскальных гробниц. Сопровождавшие его балкарцы и карачаевцы тут же сделали лестницу из двух длинных брусьев, связанных веревкой с поперечными перекладинами.  «По этой лестнице при общем восхищении окружающих полезли в пещеру несколько смельчаков. Пещера эта была, по мнению Ковалевского, фамильной усыпальницей, в которой захоронено несколько поколений». Обнаруженные в этих гробницах археолого-этнографические предметы - остатки одежды из шелковой ткани, обработанные куски кожи, деревянная утварь (чаши, ложки), различные украшения (бусы), индикации византийских монет - все это хранится в «фонде Ковалевского» в Государственном историческом музее и служит эталоном для определения хронологии и этнической атрибуции многих археологических комплексов Северного Кавказа.

 ...Сам М. М. Ковалевский позднее писал: «Одна витрина в Историческом музее занята результатами моих собственных расследований в горных пещерах, прилегающих к аулу Хасаут, расположенному на недалеком расстоянии от Эльбруса. Один из консерваторов музея, покойный Сизов, говорил мне, что содержащиеся в этой витрине куски материи, в какие были облачены найденные мною скелеты, принадлежат к числу интереснейших материалов для истории древнего орнамента, какие содержит в себе Исторический музей в Москве». Фонд Ковалевского состоит из 40 предметов и хранится в Археологическом отделе ГИМа». И далее: «Исследования советских археологов доказали, что находки у Ысхауата, на Эшкаконе, Мощевой балке и в других окрестностях свидетельствуют о том, что здесь проходили торговцы, следовавшие по всемирно известному «Шелковому пути»   .

...Если выбираться из Джилы-су другой дорогой - через плато водораздела рек Ингушли и Малки, открывается прекрасный вид на Скалистый хребет с величественно царящими над ним вершинами Западный и Восточный Канжол. Здесь можно увидеть, прикоснуться к удивительному созданию рук человеческих - менгирам. Вот он, более чем трехметровый красавец, зарытый на треть в землю. Его верх - голова воина в шлеме: четко просматривается лицо - глаза, нос, рот; руки очерчены бороздками, спускающимися по бокам и скрещивающимися на животе. Менгиры - еще одна загадка Джилы-су. Когда их установили, кто, почему именно здесь - исследователи отвечают на эти вопросы по-разному. Тот же Александр Асов убежден, что «одинокий менгир, который стоит здесь как древний часовой», на каменном столбе которого «высечено лицо витязя, смотрящее прямо на восток», охраняет колоколообразный холм — Тузулук, на вершине которого находятся развалины древнего святилища Солнца. Тут писатель дает самый полный ход своей фантазии, проводя параллели с английским Стоунхенджем, рассказывая об астрологических расчетах волхвов, вознесением своего мифического героя Буса Белояра «на драконе к вершине Алатырь-горы (Эльбруса)»...

И опять же не будем улыбаться — в каком другом месте было бы столь много удивительных совпадений - природных, языковых - для аргументации подобного рода выдумок!

Сведений о менгирах в Интернете немало, но все они касаются европейских памятников, в корне отличающихся своей формой от кавказских. Археолог из Кабардино-Балкарии Бияслан Атабиев, опубликовавший научную работу по данной теме, пишет, что «изваяние стоит вры¬тым вертикально лицевой частью на восток, но это не изначальная его ориентировка; в таком положении оно было установлено в 1980-х годах чабанами. Стела была обнаружена приблизительно в 150-200 м к западу от ее нынешнего местоположения, при террасировании склона горы для строительства грунтовой дороги, ведущей в сторону горячих лечебных источников. ...Форма памятника предельно проста, и изваянием его можно назвать лишь условно, поскольку это простой цилиндрический столб, а грубое и предельно лаконичное подобие пластической проработки имеется только на верхнем конце. Полная высота его неизвестна, во вкопанном состоянии он возвышается над землей на 2,3 м. Диаметр в основании около 50 см, в сечении оно представляет слегка деформированный круг. По направлению кверху столб плавно сужается, образуя слабо выраженный усеченный конус, торец заовален. Он вытесан из зеленоватого гранита, под длительным воздействием ветра и атмосферных осадков поверхность во многих местах выщерблена.

Главной особенностью изваяния является элемент «скульптурной» моделировки на верхнем конце - подобие человеческой головы в шлеме. Изображение выполнено крайне примитивно: контуры носа, бровей и всей нижней части лица обозначены одной непрерывной линией, широкой и глубоко врезанной, образующей замкнутый круг. Глаза показаны посредством двух круглых выемок, а рот - коротким дуговидным желобком. В технике выпуклого рельефа изображена только окантовка нижнего края шлема, а также гривна (?) в виде горизонтального валика вокруг подразумеваемой «шеи». С двух сторон шлема у «висков» от нижней окантовки свисают два полуовала с точками в центре. Вероятно, это так называемые «наушники» - точнее, приспособления для крепления ремешка от шлема; как и черты лица, «наушники» выполнены в технике контррельефа. Общая высота «головы» от гривны до торца стелы составляет 52,5 см, плечи не выделены.

...Создается впечатление, что в особенностях рассматриваемого памятника отражены традиции как переднеазиатского, так и киммерийского камнерезного искусства. Судя по изображению человеческого лица, данное изваяние, вероятнее всего, следует связать со скифами, знакомыми с образцами как киммерийского, так и переднеазиатского искусства.

Чем можно подтвердить такое предположение? Обратимся к изображению головного убора на изваянии. ...На наш взгляд, это не что иное, как ассирийский шлем с короткими боковыми ушками для ремешка, посредством которого шлем держался на голове воина. Появление таких шлемов на Северном Кавказе исследователи датируют временем либо «не ранее конца VIII в. до н. э.», либо «не позднее рубежа VIII-VII вв. до н.э.». Думается, эти ориентиры дают некоторое основание предварительно отнести данное изваяние к началу VII столетия до н. э.»    .

Кстати говоря, и для него, Бияслана Атабиева, было открытием количество найденных нами и сфотографированных менгиров. Когда встанешь рядом с одним из них, тем самым, что описывает А. Асов, на какое-то мгновение может показаться, что время повернуло вспять; прошлое, словно всасываемое за веком век в огромную временную воронку, приблизилось, ожило. А может, действительно подумалось, менгир и указывает и охраняет этот священный путь. Путь к нам самим...

А, обхватив менгир, закрыв глаза и постояв так несколько минут, один из авторов этих строк вдруг почувствовал, как какая-то неизвестная энергия проходит через него - словно тысячи иголок закололи по всему телу, а само тело завибрировало, готовое взлететь, оторваться от земли. Не случайно силуэт менгира так напоминает наши первые космические корабли «Восток». Впрочем, некоторые ученые ассоциируют его и с фаллосом - символом жизни.

Здесь, по дороге к Долине нарзанов, менгиров не два и не три. Большинство из них - трехметровые (вместе с зарытым основанием), но есть и вполовину меньше - без человеческих лиц. Трагедия в том, что многие из них сломаны, повалены, стали мишенями для варваров с ружьями. Расстрелянный менгир - это прошлое, которое дикари пытаются убить.

Здесь же будет уместным вспомнить, что менгиры встречаются и в других местах Кабардино-Балкарии. В частности, в урочище Тууз-Сырт, что к юго-востоку от селения Нижний Чегем Чегемского района, в лесу, обнаружен невероятно огромный менгир. Высота его превышает два человеческих роста; насколько он уходит в землю - неизвестно, а толщина - в несколько человеческих обхватов. В этом же урочище в 1959 году было найдено каменное изваяние древнего божества (животного), высеченное из цельной гранитной глыбы.

По реке Харбаз, через носящее такое же название плато, рассеченное в его средней части ущельем, можно спуститься к реке Хасаут и далее к турбазе «Долина нарзанов», выстроенной в форме старинного замка. Кстати говоря, на самой турбазе сейчас никто не живет, кроме... привидения (назовем его так). Сами мы его не видели, но впервые услышали о нем от скотника из Былыма Музафара Тебердиева, с которым познакомились в Джилы-су. Потом о своей встрече с привидением рассказал врач турбазы Арсен Мидов. Когда же и от третьего человека, чья фамилия, к сожалению, затерялась в блокнотах, мы услышали совершено идентичный рассказ, то задумались: ведь что-то видели эти трое, никогда не встречавшиеся друг с другом.

В воспроизведении А. Мидова, как, впрочем, и других, привидение предстало перед ними не в человеческом облике, а в виде аморфной, зыбкой, растекающейся субстанции, безглазой, но чей пристальный взгляд ощущала, кажется, каждая клеточка тела, субстанцией, источающей холод и внушающей тревогу, перерастающую в ужас. Встреча врача с таинственным призраком произошла в половине второго ночи у источников, куда он пришел, чтобы набрать нарзана. Стоит ли говорить - выпуск адреналина был столь мощным, что домчался Арсен до своего домика за какие-то мгновения и нарзана расхотелось надолго.

Кстати говоря, нарзанных источников здесь целых 14, и один на другой не похож - вода бодрит, вливает энергию земли, короче говоря, живит. Может, и привидение решило в момент встречи с ним врача подпитаться живыми соками земли? Кто знает, но свидетелей его обитания в Долине нарзанов, как мы уже сказали выше, предостаточно. Впрочем, эти необычные явления к Джилы-су не имеют отношения ...



1  2  3  4  5  6  7  ...
© 2006-2021 CLIMBING CLUB. Восхождения на Эльбрус
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика